Золотые годы
Издание: | Газета Завтра |
Дата: | 14.05.2015 |
Автор: | Анастасия Белокурова |
"Территория" (2014, Россия, режиссёр — Александр Мельник, в ролях — Константин Лавроненко, Ксения Кутепова, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Евгений Цыганов, Пётр Фёдоров, Константин Шелестун, Олег Соколов)
1960-й год. Чукотка. На определённом участке земли, называемом "Территория", советские геологи ищут золото, так необходимое для успешного развития страны. Но драгоценного металла нет, и государственные чиновники решают закрыть предприятие. Опытный золотоискатель Чинков (Константин Лавроненко) настаивает на продолжении, казалось бы, бесперспективных поисков. Он верит в успех и решает рискнуть. В решающую экспедицию отправляются лучшие старатели района (Григорий Добрыгин, Константин Шелестун, Олег Соколов). Несмотря на трудности, которые в изобилии предлагает людям суровый, но бесконечно красивый край, их чаяния будут вознаграждены. Обо всем этом зрителю рассказывает приезжая журналистка из Ленинграда (Ксения Кутепова).
Вторая экранизация романа советского геолога и писателя Олега
Куваева. "Территория", написанная в 1973-м году, — его главный итог и
триумф. Книга массово издавалась в СССР и была переведена на
французский, немецкий, польский, испанский, английский, японский и
арабский языки. В 1978-м году Александр Сурин снял первую версию с
Донатасом Банионисом в роли Чинкова. Сам Куваев писал о том, что знал не
понаслышке. Действие "Территории" происходит в конце 40-х, во времени,
когда страна нуждалась в стратегическом сырье, с трудом приходя в себя
от последствий войны. Геологи не просто занимались профессией — они
понимали, как много зависит от их личного мужества. Золотая лихорадка,
описанная в мельчайших нюансах у Джека Лондона, их душ не коснулась.
Задача Куваева была в том, чтобы свести воедино действительные
исторические события, связанные с освоением Чукотки. Многие герои —
собирательные образы, скроенные из реально существовавших людей.
Перенеся действие в оттепельные 60-е, режиссёр Александр Мельник не
меняет концепцию. Его герои исповедуют кодекс чести и движимы отнюдь не
жаждой наживы. Тот самый идеальный характер советского человека, от
которого так корёжит сегодня противников самой мысли о благородстве
"стада рабов".
"Территория" очень показательна в контексте сегодняшних дней и той
извращенности современных мозгов, способных увидеть в нелёгком труде
советских геологов "бессмысленный миф" и прочие безнадёги. Презрительное
отношение к странным бородачам в свитерах, которые вместо того, чтобы
оттачивать перед зеркалом осмысленные выражения "чистых красивых лиц",
тратили жизнь на "бесполезные подвиги" иллюстрирует катастрофическое
грехопадение определенного класса. И это притом, что в "Территории" нет
ни одного эпизода оголтелой псевдопатриотической пропаганды, которая
может раздражать людей с тонким изысканным вкусом. Избрав главной
интонацией медитативный подход к действию, режиссёр Александр Мельник
превратил отнюдь не жанрово приключенческую, а куда более разноплановую
прозу в завораживающее полотно о суровых парнях, преодолевающих не
столько Природу, сколько человеческую стихию внутренних волн и подводных
камней. Редкая для нашего кино прекрасная операторская работа позволяет
воспринимать впечатляющий ландшафт (картина, правда, снималась не на
Чукотке, а в Сибири, что совершенно ничего не меняет) полноправным
участником действия. На этом фоне как-то становится неважным наличие
некоторых сценарных прорех. Из картины выпадает значительный кусок
"производственной прозы", уступая место красочной метафизике. Сюжетные
линии иногда расходятся, как тропки в саду камней, но именно визуальная
красота, подкрепленная крепкими актерскими работами, — главное
достоинство этого — реально духоподъёмного — кино. И что самое важное —
оно очень точно живописует человека тех времён. Одержимого своей работой
в поисках очевидного нравственного идеала. И осознающего себя частью
огромного живого организма, а никак не одной из многочисленных косточек
сдохнувшего от собственной бесполезности мифического левиафана.
Комментарии
Отправить комментарий